Пристань-Оренбург. Восстановление и модернизация речного судоходства.
ROB-76611Река Урал - красивая, широкая, соединяет Россию и Казахстан, является третьей по протяженности в Европе! Старожилы Оренбурга любят вспоминать о том, что по Уралу ходили пароходы. Местные власти почти два века пытались наладить здесь судоходство. В 1914 по реке Урал прошел первый пароход «Уралец». Он открыл первые рейсы между Уральском и Оренбургом, а в 1924-1925 годы на Урал с Волги доставили три парохода и несколько барж. В Оренбурге было три водных организации. Главной являлась «Пристань Оренбург» Уральского речного пароходства.
Да, выглядело все очень обнадеживающе, но, к сожалению, в 1967 году городской речной флот фактически перестал существовать, по причине обмеления реки Урал и активному развитию автомобильных дорог и транспорта. Однако, с 2017 года, на реке работает земснаряд, который расчищает дно от ила и водорослей и с этого же года вновь началось, пусть и малое судоходство. В Оренбурге появилась яхта «Мечта», которая катает туристов и местных жителей по реке. И это здорово, ведь по указу президента В.В. Путина, в России, до 2035 года идет активное развитие туризма.
Цель проекта
Создание комплекса роботизированных устройств, для автоматизации и модернизации работы пристани-Оренбург.
Задачи проекта
- разработать внешний вид основной части проекта;
- совместить выгрузку пассажиров/грузов с техническим обслуживанием кораблей;
- создать механизмы вращения лебедки и подъемный механизм сливной заглушки;
- Провести анкетирование с одноклассниками о необходимости внедрения автоматизации в процесс выгрузки пассажиров/грузов и технического обслуживания судов.
- Выбрать и провести сравнительный анализ образовательного конструктора для создания проекта.
- Описать алгоритм проектирование роботизированных устройств.
1. Теоретическая часть
1.1 Речное судоходство по реке УРАЛ
В 1850-е годы в Оренбургской губернии, включавшей в себя Башкирию, Оренбургскую, Челябинскую и другие области, было много рек. И хотя многие из них были удобны для сплава барок и плотов, только река Белая, и то уже по соединению с рекой Уфой, могла считаться судоходной во всякое время года и, соединяясь с Камой, текущей по северо-западной границе губернии, служила единственным водным путём. Был также опыт сплава хлеба по реке Сакмаре из г. Бузулука в г. Самару, первый раз сделанный в 1840 году и повторенный также с удовлетворительным успехом между местными помещиками. Река Урал в те времена считалась мелководной, и попытка судоходства не увенчалась успехом.
Между тем, река всё же привлекала купцов как торговый путь, и, как считал купец первой гильдии потомственный почётный гражданин Михаил Ефимович Мякиньков, «судоходство по Уралу было бы весьма полезно для преуспевания края в экономическом отношении». В 1875 году 3-го мая, всё тот же М.Е. Мякиньков подал «прошение Его Высокопревосходительству Господину Оренбургскому Генералу Губернатору, Генерал-адъютанту Николаю Андреевичу Крыжановскому», где писал: «Река Урал по течению от города Нижне-Уральска до Орска и выше к верховьям считается до сего времени не судоходною… Предвидя возможность учредить пароходное буксирно-пассажирское движение по Уралу в обозначенном выше участке, я не остановился бы пред такими затратами, лишь бы иметь гарантию в том, что другие не воспользуются плодами моих успехов. Поэтому я желал бы получить привилегию на 12 лет на исключительное право пароходства по реке Урал… По получении привилегии, я обязуюсь произвести исследование реки, очистить дно её, если окажется нужным, сделать другие приспособления, какие потребуются, и учредить пароходное движение в течение двух лет… Рейсы пароходства я обязуюсь производить во время навигации с ранней весны до совершенного упадка воды в Урале, если при всех стараниях нельзя будет ходить судам в течение всего лета. В противном случае, то есть если я не устрою пароходства в двухгодичный срок, то выданная мне привилегия должна считаться отменённою». К сожалению, губернатор отказал купцу, объяснив отказ тем, что не имеет достаточно сведений и данных (к примеру, в чём именно должны заключаться приспособления), что весьма возможны правонарушения, например, купец откажется от своего предприятия, причём может быть, что ни к каким капитальными работам он даже и не приступит, и т.д. Таким образом, первая попытка начать судоходство оказалась неудачной. Хотя купец Мякиньков и не пытался больше получить монополию на развитие судоходства, эта идея заинтересовала других людей, которые в последующие годы не раз пытались её реализовать.
Генерал Крыжановский понимал, что судоходство может принести пользу краю. Сохранились его сообщения Господину Министру Внутренних Сообщений. В марте 1876 года он писал: «…как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения. Считаю своим долгом заявить… о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края… Имею честь покорнейше просить… командировать в Оренбургский край инженера для специального исследования реки Белой, Уфы, Ая и других…»
Известно также и о купце Куперине, обратившемся с ходатайством к Крыжановскому о разрешении устроить пароходное сообщение. Оно ему было дано. К нему прилагались правила, по которым утверждалось, что Министерство путей сообщения подчиняет этим правилам пароходовладельцев при выдаче им разрешения на устройство пароходства. Но о купце Куперине и о его затее, увы, больеше ничего не известно. Надо думать, опять что-то не вышло.
Позже, в 1875-1879 годах, этим вопросом заинтересовались братья Ванюшины. Они ещё в 1871 году исследовали Урал с точки зрения судоходства от Кизильской станицы до г. Орска, нашли его русло удобным для плавания небольших судов. И обратились за сочувствием к оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому: «...торговый дом Братьев Ванюшиных имеет честь доложить следующие сведения:
1) устраиваемый ныне пароход будет иметь машину высокого давления в 25 сил, длина парохода - пятнадцать сажень. При пароходе будет 8 барж;
2) пароход будет первоначально следовать от Оренбурга до Уральска, а если уровень воды в р. Урал позволит, то до г. Орска и обратно;
3) пароходные пристани будут в Оренбурге, Чесноковке, Илеке, Уральске;
4) хождение парохода по Уралу предполагается начать по вскрытии реки никак не позже 1 мая…
В отличие от купца Мякинькова, братья Ванюшины всё-таки получили согласие, в 1879 году приобрели пароход, небольшой, но красивый, названный ими «Николай Крыжановский» - в честь покровителя. Пароход этот отправился вниз по реке с баржами, но дальше Илека уральские казаки его не пустили, боясь, что пароходство вредно отразится на рыбном промысле. К тому же уральцам-раскольникам пароходство представилось по новизне настолько необычным, что внушало ужас!
Тем не менее купцы Ванюшины решили добиться давления на уральцев, думая через высшую власть истребовать у них разрешения на свободный проход по Уралу, по крайней мере, до г. Уральска. Сергеем Ванюшиным был доставлен в С.-Петербургское общество содействия русской промышленности и торговли доклад, читанный 25 сентября 1879 года, «О судоходстве по реке Уралу». «…Ввиду того, как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими в нём реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения, считаем своим долгом заявить о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края, имеющих, конечно, значение для государства…».
Общество отнеслось с сочувствием к предприятию Ванюшиных и решило поддержать их своим ходатайством пред высшей властью о разрешении пароходства. Из военного министерства был командирован чиновник в Уральскую область для собирания сведений на месте.
И вот в 1880 году пароход начал регулярные рейсы между Оренбургом и Уральском. Было назначено официальное открытие пароходства, сопровождающееся торжеством. Из сообщения «Оренбургского листка» за 1880 год: «Для торжества открытия пароход причалил к каменному спуску против дома генерал-губернатора (теперь - институт повышения квалификации учителей) и стал на якорь… К 5 часам вечера весь берег и все возвышенные места бульвара были покрыты народом. Когда на пароход прибыл главный начальник края Н.А. Крыжановский, и кафедральный протоиерей Д. Озерецковский с хором певчих начал молебное пение, головы ближайших групп народа обнажились… Торжественная тишина сбежавшегося народа показала, что на реке пред ним стояла не забава, а важная, великая в народной экономии сила.
После сего пароход, снявшись с якоря, двинулся вверх по реке и, зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор слез на берег, а пароход через 5 минут ушёл и стал на Банном озере. Пароход этот вскоре с грузом хлеба из Оренбурга направится в Илек и Уральск. Но дальше Уральска он не пошёл, т.к. Ванюшины встретили на пути враждебное настроение уральцев и наслушались угроз от казаков, которые обещали в будущем даже стрелять в пароход, что с глубоким чувством горечи были вынуждены продать пароход и баржи за бесценок.
Так плачевно закончилась вторая попытка к проложению речного пути по реке Урал. Не только внешние препятствия - быстрота течения, летнее мелководье, засоренность устья, обмеление реки, но, скорее, внутренние причины - опасения за вред рыболовству и косность уральцев - сгубили полезное предприятие в его детском возрасте, не дав ему встать на ноги. Но в то же время существовали лёгкие пароходики для местных увеселительных прогулок, принадлежавшие Рукавишникову и Юрову.
До революции регулярное судоходство так и не было организовано. В начале ХХ века вопрос о возможностях развития судоходства по реке Урал поднимался неоднократно, ещё губернатор Оренбурга И.И. Неплюев предлагал найти способы «сношения по Яику водой в торговых целях». Но дело это по отсутствии предпринимателей долгие годы оставалось забытым. Известно, что 3 июня 1902 года преосвященный Владимир отбыл на собственном пароходе в Сакмарскую станицу. Путь вверх в 67 вёрст был пройден за 8 часов. Стар и млад вышли навстречу пароходу, причём почётные казаки встретили владыку хлебом-солью. Позднее преосвященный Владимир назван одним из тех, кто доказал возможность пароходства по Уралу.
В начале 30-х годов прошлого века снова поднялся вопрос о судоходстве на реке Урал. В архивах сохранилась переписка между руководством города и Госпланом (г. Москва) по вопросам об организации судоходства по реке Урал от 1922-1923 годов. Нам удалось найти Краткий доклад в КИРСТВО г. Оренбурга «О судоходстве на реке Урале».
Файлы
Добавлен 02.07.2024
Добавлен 02.07.2024